В современном мире мы привыкли с помощью сети Интернет не только искать, но и передавать информацию, часто не задумываясь о том, как она будет использована другими людьми в дальнейшем. К сожалению, в наше время сеть Интернет скрывает в себе много негативных сведений, которых в себя впитывают в первую очередь неокрепшие умы школьников. В учебных заведениях сейчас активно вводятся уроки с использованием информационных технологий и сети Интернет. Стратегия выстраивания информационной безопасности строится с учетом различных негативных эффектов от использования современных устройств.
Информационная безопасность
Детские безопасные сайты
- http://www.saferunet.ru — Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей.
- http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью.
- www.apkpro.ru — электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.
- http://www.nedopusti.ru — социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения.
- http://www.newseducation.ru — «Большая перемена» — сайт для школьников и их родителей.
- http://membrana.ru – «Люди. Идеи. Технологии». Информационно-образовательный интернет-журнал о новых технологиях.
Обучающимся
Простые правила работы в Интернет-среде (для младших школьников) (документ pdf, 200КБ)
Простые правила работы в Интернет-среде (для средних школьников) (документ pdf, 308КБ)
Как определить Интернет-риски? (документ pdf, 315КБ)
Как безопасно расплачиваться электронными деньгами? (документ pdf, 990КБ)
Как защититься от компьютерных вирусов? (документ pdf, 237КБ)
Как безопасно пользоваться сетью Wi-Fi? (документ pdf, 233КБ)
Как безопасно общаться в социальных сетях? (документ pdf, 246КБ)
Как безопасно пользоваться электронной почтой? (документ pdf, 251КБ)
Как защититься от кибербуллинга? (документ pdf, 225КБ)
Как безопасно пользоваться смартфоном, планшетом? (документ pdf, 263КБ)
Как безопасно играть online? (документ pdf, 208КБ)
Как защититься от фишинга? (документ pdf, 215КБ)
Как защитить свою цифровую репутацию? (документ pdf, 227КБ)
Родителям
Международная организация ICRA (Ассоциация Рейтинга Интернет Контента) советует родителям отбирать интернет-контента, приемлемый для просмотра детьми. Выбор, а не цензурный запрет – вот девиз этой организации.
1. Возьмите на себя ответственность за обеспечение безопасности Вашего ребенка. Определите в семье, что является приемлемым при пользовании Интернетом, а что - нет.
2. Не оставайтесь в стороне от ключевых проблем, касающихся пользования Интернетом.
3. Займитесь поиском компьютерных или интернет-курсов или вечерних классов при ВУЗах.
4. Ознакомьтесь с устройством интернет-ресурсов, которыми пользуется Ваш ребенок. Научитесь пользоваться чатами, электронной почтой, ресурсами моментальных сообщений (IM) и провайдеров интернет-услуг (ISPs).
5. Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен исследовать.
6. Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен избегать.
7. Узнайте об интернет-привычках Вашего ребенка и его друзей.
8. Узнайте об опасностях, угрожающих Вашему ребенку при пользовании Интернетом (проконсультируйтесь с местными правоохранительными органами, представителем юстиции и другими представителями местных органов власти).
9. Используйте существующие онлайн-ресурсы для продолжения Вашего интернет-образования.
10. Проведите с ребенком беседу о пользовании Интернетом. Четко объясните Ваши ценности и цели беседы и то, в каких целях могут быть использованы интернет-ресурсы.
11. Разместите компьютер в подходящем месте. Не позволяйте ребенку иметь свободный доступ к компьютеру и Интернету в любое время без присмотра.
12. Установите собственные принципы и правила.
Ваш ребенок должен соблюдать следующие правила:
1. Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, номер школы, ФИО родителей).
2. Использовать трудноопределимые экранные имена.
3. Не оставлять информацию о кредитных картах в Интернете.
4. Не вступать в контакт с незнакомцами.
Вы должны четко определить:
1. Время, которое Ваш ребенок может тратить на пользование Интернетом в день.
2. Интернет-сайты, которые Ваш ребенок может посещать.
3. Какую опасность может представить открытие файлов незнакомых людей.
4. Проверяйте актуальность уже установленных правил; следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.
5. Поместите список правил в месте, доступном как Вам, так и Вашему ребенку.
6. Интересуйтесь технологическими новинками, например, фильтрующим или другими охранными программами.
7. Поддерживайте контроль, записывая все интернет-счета на свое имя и запоминая пароли.
8. Не позволяйте Вашим детям встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека.
9. Просматривайте истории и регистрации на компьютере, чтобы узнать, какие сайты посещал Ваш ребенок.
Педагогам
Памятка для педагогических работников по обеспечению информационной безопасности обучающихся
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернетзависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернетзависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Что такое "фейк"? (документ pdf, 418КБ)
Что важно знать родителям о подростковом возрасте? (документ pdf, 458КБ)
Риски для несовершеннолетних в сети Интернет (документ pdf, 219КБ)
Как спасти своего ребенка, если проблема уже есть? (документ pdf, 150КБ)
Как происходит вовлечение в деструктивные группы в Интернете? (документ pdf, 394КБ)
Как понять, что подросток уже вовлечен во что-то опасное? (документ pdf, 380КБ)
Как обеспечить информационную безопасность ребенка? (документ pdf, 220КБ)
Как защитить от вредной информации ребенка 7-8 лет? (документ pdf, 1,77МБ)
Как защитить от вредной информации ребенка 9-12 лет? (документ pdf, 1,64МБ)
Как защитить от вредной информации ребенка 13-17 лет? (документ pdf, 406КБ)