Дополнительная адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ШБП "Десяточка" предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которым психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) присвоила статус "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" и на 2025-2026 учебный год рекомендовала специальные условия обучения и воспитания по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2.
Программа рассчитана на 24 занятия: в один день проводятся 3 занятия по 20 минут, перемены – 10 минут. Всего 8 недель (апрель-май). Занятия делятся на три курса:
1. «По дороге к Азбуке»
2. «Познаем мир математики»
3. «Ступеньки к красивой речи»
«По дороге к Азбуке»
Основная цель курса «По дороге к Азбуке» - формирование первоначальных навыков чтения и письма.
Задачи:
- повышать уровень общего и речевого развития детей;
- формировать языковые и речевые умения;
- развивать коммуникативные умения и навыки детей.
«Познаем мир математики»
Познавая мир математики, дети дошкольного возраста усваивают определенные обобщенные знания и способы действий, которые необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других учебных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основная цель курса - формирование системы начальных математических знаний и воспитание интереса к математике.
Задачи:
- формировать основы логического и алгоритмического мышления;
- развивать познавательную деятельности, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память;
- обогащать/развивать словарь детей в единстве с формированием математических понятий;
- развивать навыки самоконтроля, формировать навыки учебной деятельности.
Учитывая особенности детей с ТНР, целевые установки изучения математики расширяются за счет дополнительных компонентов, имеющих коррекционную направленность:
- развитие связной речи (формирование и развитие навыка связного учебного высказывания с использованием математических терминов и понятий; расширение словаря за счет активизации терминологической лексики предметной области);
- формирование навыков понимания информации;
- формирование коммуникативно-речевой компетенции в процессе специально организованных ситуаций общения на занятиях.
«Ступеньки к красивой речи»
Актуальность данного курса определяется тем, что в нем рассматривается система преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка. Дети ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами речевого поведения. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.
Цель коррекционного курса «Ступеньки к красивой речи» - преодоление нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Задачи:
- развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голоса;
- развитие чувства темпа и ритма в движении;
- воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
- коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.